Какие проблемы существуют в структуре сложившегося научно-технологического комплекса?

21 декабря 2015

Из проекта Стратегии: Российская наука является наследницей науки советской, по-своему мощной и глубоко вовлечённой в технологическое развитие страны. Однако в плановой экономике Советского Союза наука не была связана с инновациями, которые в условиях рыночной экономики выполняют функцию преобразования результатов научных исследований и технологических разработок в конечные рыночные продукты.

Наука и технологии в Российской Федерации после 1991 года прошли три больших этапа развития:
1. Этап кризисной оптимизации и адаптации сектора науки и технологий к рыночной экономике (1991–2001 гг.).
Среди важнейших решений государственной научно-технологической политики в данный период можно выделить: а) создание нормативной базы для научной и инновационной деятельности в стране; б) формирование элементов инновационной инфраструктуры; в) расширение конкурсного финансирования исследований и разработок, что стимулировало конкуренцию в данном секторе экономики; г) активное включение российской науки в международную кооперацию. Однако остался целый ряд нерешённых проблем.
2. Этап формирования долгосрочных приоритетов развития науки, технологий и инноваций (2002–2006 гг.).
Государство начало формировать бюджет развития и сумело сформулировать долгосрочные цели развития, которые были оформлены комплексом соответствующих документов. Возрастала роль технологической политики, создавались государственные корпорации в стратегических для России сферах. В этот период происходило масштабирование средств поддержки инноваций, в том числе создавались новые объекты инновационной инфраструктуры.
3. Этап перехода к развитию науки, технологий и инноваций в качестве одного из главных инструментов инновационного развития России (2007 г. – н. в.).
В этот период был принят ряд нормативных и программных документов стратегического планирования Российской Федерации, закрепивших в качестве приоритетного инновационный сценарий социально-экономического развития России, а также необходимость технологической модернизации отдельных отраслей экономики.
Был создан ряд государственных корпораций в наукоёмких отраслях экономики (Ростех, Росатом, Роснано, позднее – Роскосмос), отраслевых холдингов (ОСК и ОДК).
Сложилась сеть регионов с сильными инновационными программами, внедрена практика разработки программ инновационного развития, создаются национальные исследовательские университеты, запускается проект повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов («Проект 5-100»). В этот период был создан Инновационный центр «Сколково», Российский научный фонд, объявлена Национальная технологическая инициатива, направленная на формирование принципиально новых рынков.
В настоящее время российский сектор исследований и разработок является одним из самых больших в мире как по объёмам бюджетного финансирования НИР и НИОКР, так и по численности занятых в этом секторе работников. По данным за 2014 год, он включает 732,3 тыс. человек (в т. ч. 373,9 тыс. исследователей), 3,6 тыс. организаций, осуществляющих исследования и разработки. Ассигнования на НИР и НИОКР из государственного бюджета по абсолютным показателям (по ППС национальных валют) были одними из самых больших в мире, хотя общий объём внутренних затрат на исследования и разработки по доле в ВВП в 2014 году составил 1,19%, что является средним показателем для развитых стран.
Рост финансирования исследований и разработок и инновационной инфраструктуры не привёл к реализации инновационного сценария развития Российской Федерации. Доля инновационной продукции в России в общем выпуске составляет всего 8–9% (в странах-лидерах – около 15%). Производительность труда по экономике России в целом в два и более раз отстаёт от стран-лидеров, а в несырьевых отраслях она на 18% ниже, чем по экономике в целом. Доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет всего 0,4%. Условия создания инноваций и текущая активность в НИОКР не трансформируются в результаты в виде оформленных изобретений. В существующих компаниях низкая восприимчивость к передовым технологиям (инвестиции в нематериальные активы в России в 3–10 раз ниже, чем у стран-лидеров). Сохраняется свойственное последним десятилетиям нарастающее технологическое отставание Российской Федерации от индустриально развитых стран. Выплаты по импорту технологий в последние годы превышают выплаты по экспорту технологий примерно в три раза. Всё это позволяет констатировать, что «Стратегия инновационного развития России до 2020 года» не достигает заявленных целевых индикаторов.
В мире в настоящее время происходит перестройка сектора исследований и разработок. Она имеет радикальный характер. В связи с этим выдвигаются инициативы создания «науки 2.0» и «исследовательских центров нового поколения». Поэтому во многих странах реализуются программы мониторинга и повышения глобальной конкурентоспособности национальной системы науки, технологий и инноваций, создания глобально значимых центров превосходства, увеличения производительности сектора исследований и разработок. Государственные органы власти озабочены производительностью и конкурентоспособностью науки, технологий и инноваций ещё и потому, что высоко оценивают их вклад в экономический рост, а также потому, что исследования и разработки выступают в качестве тех звеньев глобальных производственных цепочек, которые вносят наибольший вклад в создание стоимости и которые создают значительное число рабочих мест для высококвалифицированных кадров.
Для успешной конкуренции с лидерами мирового рынка необходимо существенно нарастить производительность российского сектора исследований и разработок. Должны появиться современные организации, способные адаптироваться к гибким и динамичным международным рынкам исследований и разработок.
Модель управления наукой и технологиями, основанная на бюджетном финансировании и окончательно оформившаяся к началу 2000-х годов, себя исчерпала. Она опиралась на определение тематики исследований и разработок преимущественно «снизу-вверх», а также на концепцию «приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации» и «перечень критических технологий».