Краткая резолюция по итогам сессии ТЕХНОПРОМ-2016

10 июня 2016

г. Новосибирск, 10.06.2016г.

Международный форум технологического развития

«ТЕХНОПРОМ 2016»

 

Сессия планирования

«ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИИ – ВЫЗОВЫ ДЛЯ НАУКИ»

 

Список участников:

Владимир Княгинин, председатель правления, Фонд «ЦСР «Северо-Запад»

Владимир Городецкий, Губернатор Новосибирской области

Игорь Агамирзян, генеральный директор, ОАО «РВК»

Александр Асеев, председатель, Сибирское отделение РАН

Иван Данилин, заведующий Сектором инновационной политики, Институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Дан Медовников, директор, Институт менеджмента инноваций, НИУ «Высшая школа экономики»

Людмила Огородова, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Алексей Пономарев, вице-президент по стратегии, Сколковский институт науки и технологий

Сергей Псахье, директор, Институт физики прочности и материаловедения, Сибирское отделение РАН

Михаил Стриханов, ректор, НИЯУ МИФИ

1.Сессию открыла Л.М.Огородова, Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, которая объяснила основную цель сессии следующим образом:

Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ 2016» нужен для отработки вопроса разработки стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее Стратегия). Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период наряду со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на федеральном уровне. Стратегия создается не просто как продолжение предыдущих версий; процессы в экономике идут; должна быть создана площадка для обсуждения новых форм организации науки. Содержательно сегодня меняется целеполагание, речь идёт о переходе к наукоемкой экономике; скорость является основным фактором; какие для этого нужны механизмы? Готова ли Россия конкурировать в новой политической обстановке. Важно вовлечение мощных регионов в развитие науки. Отражение регионов должно найти отражение в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

 

2.Модератором сессии выступил В.Н.Княгинин, вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (организация – основной разработчик текста Стратегии).

 

3. На сессии выступили руководители рабочих групп, которые были созданы в рамках разработки стратегии. Основные выводы рабочих групп:

 

Проблемы в государственной научно-технологической политике и политике в области образования в России:

  • Различия в уровне и структуре финансирования российской науки и образования по сравнению с мировыми лидерами, недостаточные меры государства.

  • Низкая диверсификация источников финансирования науки (поддержка ведущих научных организаций бизнесом растет, но не превышает 7-10% от общих ассигнований).

  • Неустойчивость и неравномерность финансирования научных кадров.

  • Отсутствие адекватного материального стимулирования активных ученых, соответствующего их реальным минимальным потребностям.

  • Отсутствие комплекса мер, призванных обеспечить стабильность для семьи учёного (включая обеспечение жильём на раннем этапе карьеры, налоговые льготы, достойная медицинская страховка, доступность современных детских садов и школ и др.).

  • Отсутствие необходимых условий для карьерного роста исследователей.

  • Торможение процессов кадрового обновления, игнорирование современных требований к ротации кадров и стандартам карьерного роста, неэффективное расходование человеческих ресурсов.

  • Низкая престижность и репутация научных организаций и научной карьеры, недостаток внимания СМИ, отсутствие «историй успеха» молодых ученых.

  • Устаревшая нормативная база, регулирующая трудовые отношения научных работников и профессорско-преподавательского состава (ППС), с отсутствием акцента на вертикальную мобильности активных исследователей.

  • Медленное преобразование научной идеи, научной гипотезы в полезный продукт (или полное отсутствие преобразования), особенно в малых инновационных предприятиях вузов, отсутствие необходимых кадров и инфраструктуры.

  • Рост бюрократизации при постановке и выполнении задач в научных учреждениях и вузах, отражающейся в многочисленных согласованиях при оформлении приказов, договоров, смет, отчетов и других документов любого проекта.

  • Отсутствие механизма регулярного анализа и переоценки Стратегии и планов научно-технологического развития.

  • Низкая наукоемкость, а поэтому и  рентабельность отечественной промышленности, отсутствие диверсифицированной структуры конкурентоспособных на мировом рынке отраслей.

  • Неконкурентоспособная система защиты прав на интеллектуальную собственность; отсутствие комплекса мероприятий, направленных на правовое и информационное осведомление молодых исследователей о способах и роли защиты прав на интеллектуальную собственность.

  • Дефицит квалифицированных кадров, имеющих профессиональную подготовку в области коммерциализации научных знаний, организации процесса трансфера технологий. Отсутствие механизма ротации кадров управленцев с учетом продуктивности их профессиональной деятельности.

  • Незначительная роль интернационализации в научно-технологической и инновационной карьере в качестве драйвера роста российской науки и снижение социального статуса престижности научно-технологической и инновационной карьеры

  • Международная и внутренняя мобильность научных кадров требует большего внимания со стороны государства.

Приоритеты науки:

  • Формирование системы мониторинга общественных трендов, глобальных и страновых вызовов, меняющегося ландшафта мировых исследований и разработок, запросов общества, ситуации в инфраструктуре отечественных исследований и разработок

  • Формирование площадки выработки и регулярного обновления научно-технологических приоритетов на основе консенсуса стейкхолдеров и научного сообщества, с вовлечением авторитетной части российского и международного экспертного сообщества, в том числе представителей гуманитарных и социально-научных дисциплин  

  • Формирование механизмов финансирования научной деятельности и развития научно-технологической инфраструктуры, обеспечивающих реализацию приоритетов

 

Коммуникации между наукой и обществом:

  • Поддержка долгосрочных проектов в сфере научной популяризации

  • Поддержка развития работы по связям с общественностью в научно-образовательных организациях:

·        институционализация профессиональной деятельности научного коммуникатора, формирование профессиональных стандартов

·        стимулирование участия ученых в образовании и популяризации, в просветительских проектах

  • Мониторинг лучших практик в сфере популяризации и создание механизмов для их масштабирования 

  • Сближение школьных образовательных программ с современными научными знаниями

  • Внедрение принципов открытого доступа ко всем результатам гражданских научных исследований, реализуемых с использованием бюджетных средств

  • Формирование системы регулярного мониторинга, оценки и прогнозирования социальных эффектов и культурных последствий научных открытий и технологических инноваций

  • Развитие исследований в области социологии и экономики науки и научно-технологической деятельности как ключевого источника информации для дальнейших управленческих решений в этой сфере

  • Формирование сбалансированного набора научных приоритетов с учетом важности не только естественно-научных, но и гуманитарных направлений

  • Использование социогуманитарных технологий  создания и развития комфортной среды для формирования человеческого и социального капитала (в научно-образовательных учреждениях, на городских пространствах и в страновом масштабе) 

4. Также на сессии выступили представители местного сообщества - Владимир Городецкий, Губернатор Новосибирской области; Александр Асеев, председатель, Сибирское отделение РАН.

 

5. Участники сессии приняли решение принять к сведению полученные выводы рабочих групп и экспертного сообщества и учесть при последующей доработке текста Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Также Л.М.Огородовой было объявлено, что после 15 июня текст стратегии будет выставлен на regulation.gov.ru после соответствующей подготовке его Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Источник: Фонд «Центр стратегических разработок»

Теги: Стратегия научно-технологического развития России Стратегия НТР наука технологии инновации ТЕХНОПРОМ-2016 вызовы для науки