Алексей Репик: Вложения в технологии – это вопрос уверенности в будущем

25 августа 2016

Алексей Репик, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

 

– Алексей Евгеньевич, сфера научных разработок в России в основном поддерживается государственными средствами. Если же посмотреть на мировую ситуацию, то мы увидим, что частные инвестиции в других странах есть в очень большом объеме. Почему у нас по-другому? Почему российский бизнес менее охотно инвестирует в технологии?

– В России другие исходные данные. И есть факторы, которые нас тормозят. Прежде всего, здесь речь идет о горизонте планирования и тех лицах, которые принимают решения о внедрении новых технологий. Попробуйте убедить предпринимателя сейчас, когда все живут горизонтом года-двух-трех лет, инвестировать во что-то, что принесет отдачу через 15–20 лет. Вложения в технологии – это не только вопрос финансирования, это вопрос уверенности в будущем.

К примеру, когда компания Nintendo выпустила игрушку с покемонами и ожидания рынка оказались очень большие, капитализация компании выросла вдвое – на 20 млрд долларов. Продаж у них пока на миллион долларов в день, но все равно это очень впечатляет. Эти ожидания сразу капитализируются, денежные ресурсы могут быть направлены на расширение, углубление технологических решений, их адаптацию к запросам потребителя.

Российская практика пока иная – если ты во что-то инвестировал, то должен дождаться, пока все заработает, пока появятся дивиденды. Вот и получается, что решения, которые могли бы быть приняты и на которые у российских компаний хватает понимания, видения и даже человеческих ресурсов, не принимаются, потому что «нам бы день простоять, нам бы ночь продержаться».

Чтобы мы использовали все свои ресурсы – как внутренние, так и кооперационные, – чтобы именно мы определяли будущее, а не следовали за теми, кто определит его быстрее нас, важно «обращать» предпринимателей в эту новую технологическую веру, зажигать в них интерес. Каждый предприниматель – эгоист по своей натуре, мир обычно строится вокруг него. Поэтому если он поверит в то, что без новой технологии, без изменений будущее невозможно, он может принять даже не логичное, а эмоциональное решение.

– Насколько важна в такой ситуации поддержка государства?

– Государству нужно максимально облегчать процесс принятия решения российскими компаниями по входу в технологическую модернизацию, создавать условия для будущих предпринимателей – тех, кто почти созрел, но боится сделать еще один шаг.

– А есть ли потребность как-то сближать технологов, разработчиков и бизнес, чтобы они могли поговорить на одной площадке?

– Мы с вами живем в эпоху Интернета, развитых электронных средств массовой информации, реактивных самолетов и сжимающегося пространства, поэтому проблемы собрать кого-то на одной площадке нет. Это удел средних веков, когда технология приходила, когда доплывал корабль.

– Но многие эксперты выступают за увеличение роли бизнеса в научных разработках. Государство у нас, например, спонсирует науку и технологию на 70%, а бизнес только на оставшиеся 30%. В других странах наоборот.

– Это не совсем так, потому что государство у нас спонсирует науку больше, чем на 70%. Государство взяло на себя функцию справедливого перераспределения добавленной стоимости, и в этом контексте оно выполняет даже чуть больше функционала, чем, например, в классических рыночных экономиках.

– Вероятно, надо создать условия для бизнеса, чтобы от сотрудничества с разработчиками он тоже что-то получил?

– Бизнес очень логичен. Он живет в интересах своих акционеров, которым нужно объяснить, когда вложения вернутся. Если инвестиции в фундаментальную науку возвращаются через 50 лет, блоки таких инвестиций всегда должны быть у государства. Здесь важно помочь настроить систему приоритетов в условиях дефицита ресурсов и найти ниши, которые потенциально смогут сдвинуть экономику вперед, будут востребованы предпринимательским сообществом. Бизнес же может вложиться в элемент прикладного участия, сделать трансфер идеи в реальную промышленность, в реальное производство, реальный продукт.

Источник: Портал «Стратегия научно-технологического развития России»

Теги: Стратегия научно-технологического развития России Стратегия НТР Алексей Репик Деловая Россия наука технологии инновации