Ирина Дежина: Важно, как дальше будут поддержаны приоритетные направления.

20 июня 2016

Ирина Дежина, доктор экономических наук, руководитель группы по научной и промышленной политике «Сколтех».

- Ирина Геннадиевна, добрый день.

- Добрый день.

-На Ваш взгляд, какие сегодня сложились отношения между наукой и государством, слышат ли эти стороны друг друга, и какие у Вас пожелания к изменению ситуации?

- Надо сказать, что когда говорят в таких общих терминах, как «государство», то отвечать сложно, и поэтому лучше немножко конкретизировать, что мы понимаем под «государством». Государство - это, скажем, система министерств и ведомств, имеющих отношение к финансированию научных исследований и разработок, и это научные фонды - РФФИ, РНФ – они тоже государственные, значит, они представляют государство. Так вот, отношения с разными структурами – они разные.

Если мы возьмём отношения научного сообщества с фондами, то, как правило, эти отношение и реакция позитивные, есть система обратной связи, оба фонда всегда пытались учитывать мнение научного сообщества: совершенствовать экспертные процедуры, процедуры оценки проектов. Хотя проблемы есть, но, тем не менее, можно сказать, что здесь отношения государства и науки вполне налажены. Но это скорее малые формы поддержки науки. Всё-таки грантовые проекты – они, так или иначе, не очень большие, и не очень длительные.

А есть отношения, когда происходит государственная поддержка научных организаций или когда министерство поддерживает большие приоритетные проекты. Здесь проблем гораздо больше. И часто есть вопросы к тематикам, которые задаются, к тому, как они задаются и кем они оцениваются, и каким образом происходит распределение средств, и как происходит отчётность за эти средства. То есть здесь на каждом этапе фактически есть проблемы, звучит критика. Тем не менее, если смотреть по деньгам, то государство – основной спонсор науки, и поэтому получается, что государство понимает важность науки, наращивая финансирование. Другое дело, что не происходит увеличения расходов бизнеса на научные исследования.

- Может быть, нужны какие-то механизмы от государства, чтобы больше привлечь бизнес к софинансированию исследований и разработок?

- Да, конечно. Тут стоят вопросы государственного регулирования, но мы, говоря про эту сферу, всё-таки мысленно ограничиваемся рамками научно-инновационной политики.

На самом деле, чтобы бизнес заинтересовался, испытал потребность в том, чтобы проводить научные исследования или их финансировать, должны быть другие стимулы. Хотя бы, например, конкуренция либо на внутреннем, либо на внешнем рынке. Вообще вложения в науку – это же затраты не обязательно окупаемые. Значит, если кто-то начинает заниматься инновациями – это вынужденное дело, и значит, невозможно без них обойтись. Пока можно обходиться без инноваций, можно только принуждать к ним. И существует термин - «принуждение к инновациям». Но, на мой взгляд, это принуждение плохо работает, потому что на любое принуждение рождается ответ. У нас очень, надо сказать, фантазийное общество. Допустим, вы хотите больше публикаций? Пожалуйста, они у нас будут, но они будут в «мусорных» журналах. Вы хотите больше вложений в НИОКР? Мы их сможем показать каким-то образом. Вы говорите, что в проектах должно участвовать много молодых? Впишем, что за проблема. То есть всё, что является принудительным, навязчивым, редко срабатывает.

В основном всё идёт в логике именно патронажа и, соответственно, директив. И я думаю, что это как раз не изжитое наследие советской системы. Оно как-то в головах очень сильно осталось. И чем дальше идёт время, чем дальше мы уходим от Советского Союза, тем больше людей, особенно пожилых, ностальгируют о том времени, где было много всего хорошего. Это тоже немножечко мечтание, потому что было другое время, люди были молодые, и жизнь казалась прекрасной.

- Многие говорят, что есть проблема в том, что наши научные разработки, к сожалению, не находят своего применения в реальном секторе экономики. Что с этим делать? Многие указывают, что у нас отсутствует связующее звено, которое бы переводило язык научных разработок на язык бизнесменов. Почему не работает у нас эта связка внедрения новых технологий в нашу жизнь?

- Вы знаете, мне кажется, что проблема сложнее, ее надо смотреть с обеих сторон. С одной стороны, если нет интереса бизнеса к инновациям – ну, поставьте посредника. А что сделает посредник, какой ему смысл этим заниматься? С другой стороны, это же мнение учёных, что у них есть прекрасные, очень полезные разработки. Но они не смотрят, нужны ли такие разработки сейчас на рынке и какие там условия для того, чтобы разработки стали востребованными.

Или, например, часто я слышу, что разрабатывают какие-то интересные приборы для разной медицинской диагностики, но потом оказывается, что условий для успешного продвижения на рынок недостаточно: или прибор в единственном экземпляре, или он не прошел всех нужных испытаний. То есть у науки часто не хватает средств для того, чтобы это была такая разработка, которую бы мог оценить бизнес. Например, разработка может быть в виде одного образца, каких- то чертежей. А бизнес ожидает от разработчиков хотя бы возможность сделать серию, а не единичное изделие. С другой стороны, ругать науку за это нельзя. Многие серийные производства и опытные заводы были разрушены за тяжёлые годы после распада СССР.

Поэтому здесь важны не только какие-то меры о посредниках и о «подпихивании» бизнеса. Скорее нужны такие меры в отношении бизнеса, чтобы он заинтересовался инновациями. И, наверное, нужна реструктуризация научного комплекса, которая дала бы возможность улучшить ситуацию; нужна другая организация работы. Необходимо внимание к отдельным областям, потому что есть же очень дорогие области, которые у нас просели, и вряд ли уже даже будут восстановлены, так как сейчас на это не будет средств. Значит, можно сосредоточиться на каких-то других направлениях. Но опять мы возвращаемся к качеству государственного управления: важно, кто выберет эти направления и как они дальше будут поддержаны.

Источник: Портал «Стратегия научно-технологического развития России»

Теги: Стратегия научно-технологического развития России Стратегия НТР государство бизнес инновации