Юрий Конев: «В науке нужен возрастной ценз»

11 февраля 2016

Дискуссионный клуб ЦСР: Наука и ученые.

Конев Юрий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова.

Сегодня очевидно, что наука при грамотном ее использовании могла бы решать любые проблемы общества, даже экономические, я уже не говорю о технических, медицинских, юридических… Но здесь встает важный вопрос: нужен возрастной ценз. Как геронтолог и гериатр я могу сказать, что лет до 65 еще возможно что-то новое создать, а дальше человек просто держится за место и пытается остаться на нем, ничего не создавая. Поэтому правильное решение правительства – не проводить выборы в Академии – она как структура изжила себя.

Когда Академия создавалась, еще при Петре Первом, она осуществляла свои функции, но тогда возраст академиков был 40+ лет. Сейчас средний возраст приближается к 80 годам, и большинство академиков, в силу возрастных изменений, уже не могут творить. Они способны лишь препятствовать возникновению чего-то нового, потому что боятся за свое место – ведь мы единственная Академия в мире, которая платит членам Академии. Все остальные существуют на взносы тех членов, которые достигли определенного уровня в науке. У нас же извращен сам академический принцип. Академики, особенно позднего советского периода, избирались по количеству сотрудников в НИИ: если у тебя 1 000 человек – ты можешь быть членкором, если 10 000 – то академиком и т. д.

Если рассуждать об эффективности нашей науки в целом, то нужно отметить, что наука никогда не движется по чьему-то желанию, школы не создаются закачиванием денег в какой-либо проект. Школы в том понимании, что есть какой-нибудь top opinion-лидер, а вокруг него формируется школа – такие структуры растут годами. Проблема отсутствия школ идет еще с советских времен: каждый руководитель пытается подобрать себе тупенького заместителя, и через два поколения руководителей у нас в науке управляет полная серость. Наша наука неповоротлива: разработки какие-то возникают – современные, на прекрасном уровне, но реализовать их не удается. Процесс реализации идей требует особых управленческих компетенций, которые у нас не формируют, и ученые, особенно молодые, оказываются перед этими трудностями.





Источник: Фонд «Центр стратегических разработок»

Теги: наука и учёные наука и экономика эффективность науки дискуссионный клуб ЦСР