Валерий Антипин: «Говоря о проблемах инновации, мы говорим о проблемах, связанных с интеллектуальной собственностью»

27 июля 2016

Валерий Антипин, Советник зам.генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

- Я хотела бы Вам задать вопрос по поводу того, насколько сегодня в России защищена интеллектуальная собственность, которую разрабатывают компании, организации? Необходимо ли создание какого-либо центра, который бы защищал, например, права на интеллектуальную собственность?

- Должен сказать, что только 20 лет, как мы перешли на рыночные отношения в сфере науки, когда объекты интеллектуальной собственности стали не только юридическими объектами, но и экономическими. И в этом плане главная наша забота выражается в том, чтобы основной инженерный корпус, начиная от руководителей крупных предприятий, заканчивая разработчиками инновационной продукции, понимали, что главный результат их работы по созданию инновационной продукции воплощается в том числе в интеллектуальной собственности.

То есть главный результат НИОКР - не только новые идеи, но и интеллектуальная собственность – новый ресурс в инновационной экономике, который после правовой охраны в Роспатенте в дальнейшем реализуется в качестве имущественного комплекса как нематериальный актив предприятия.

В ряде научно-технических организаций стоимость нематериальных активов может иметь больший объем, чем материальные объекты, стоящие на бухгалтерском учете предприятия. Поэтому из этих соображений необходимо планомерно и систематически осуществлять своевременную правовую охрану результатов и рассматривать его на всех этапах инновационного цикла, что позволит в дальнейшем получить авторские вознаграждения новаторам, а предприятиям – дополнительные финансовые средства и реализовать их на рыночных условиях.

Если мы можем продать стул один раз, а продажа дважды одного стула – это есть спекуляция, то в отношении интеллектуальной собственности - это нормальное явление, когда один и тот же объект интеллектуальной собственности мы продаем несколько раз для расширенного объема производства. Понимание таких реалии имеет определенные трудности для своевременного выхода на рыночные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Реализация интеллектуальной собственности с целью повышения экономического благосостояния общества является актуальной проблемой сегодняшнего дня в экономике нашей страны.

Проблему как оформить и своевременно осуществить правовую охрану инноваций решают многие структуры. В частности, имеется созданная в стране система патентных поверенных и других структур на предприятиях.

Но самое главное – нет четкого представления, что эта глобальная задача требует решения от начала формирования государственного заказа, в том числе при формировании государственных программ Российской Федерации или Федеральных целевых программ, приемке государственного заказа, реализации его в производстве.

И поэтому, когда мы обсуждаем на нашем семинаре, проводимом в рамках Международного форума «Морская индустрия России – 2016», проблему формирования программы инновационного развития – это есть тот самый необходимый мостик, который превращает интеллектуальные результаты НИОКР ( в виде интеллектуальной собственности) непосредственно в инновационную продукцию т.е. в материальные объекты.

Должен сказать, что это важнейший потенциал нашей страны. Говоря о проблемах, связанных с уходом от так называемой «нефтяной иглы» к инновационной экономике, надо отметить, что на сегодняшний день в рыночных условиях интеллектуальная собственность становится в реалии не только инструментом для внедрения достижений фундаментальных работ в производство, но и важнейшим ресурсом, таким же, как деньги, как людской ресурс.

Исходя с этих соображений, когда мы говорим о проблемах инновации, мы говорим о проблемах, связанных с институтом интеллектуальной собственности. Он имеет законодательный уровень решения и постоянное его развитие в зависимости от новых направлений в сфере науки и технологий.

Нет ни одного года после 1993г., когда бы в стране не совершенствовали законодательство в области интеллектуальной собственности, а после 1996г. - Части Четвертой Гражданского Кодекса. Нет тех периодов, когда кто-либо в рамках экономических реформ не говорил о внедрении интеллектуальной собственности в производство.

Главная проблема, которая стоит на сегодняшний день в управлении интеллектуальной собственности это совершенствование экономических механизмов. Если мы хотим внести налог с каждой коровы, то при этом, естественно, будет страдать молодняк т.к. он не дает молоко. И это приведет к тому, что у нас стада никогда в дальнейшем не будет.

Инновации, базирующихся на интеллектуальной собственности, - это тот молодняк, в который мы должны вначале вложить значительные средства для его роста , который в дальнейшем даст значительный результат.

Поэтому все экономические, юридические и финансовые инструменты должны быть направлены на совершенствование этого участка инновационного процесса формирования экономики страны. Тогда мы сможем создать инновационную экономику и решить вопрос о росте социально-экономического развития нашего общества.

Поэтому я считаю, что при формировании таких стратегий, которые в частности поручено разработать Президентом Российской Федерации в виде Стратегии научно-технологического развития, а так же предложено подготовить Председателем Совета Федерации – в виде Долгосрочной Стратегии интеллектуальной собственности, это важнейшие инструменты, которые должны быть главным объектом разработки государства. В их подготовке должны принять участие не только министерства, а все структуры, участвующих в формировании инновационной экономики.

Следует отметить, что предложение ряда специалистов и ведомств, которое базируется в основном на механическом переносе зарубежного опыта по управлению интеллектуальной собственностью как ресурса для формирования экономики страны, не сможет работать в наших условиях.

Развитые капиталистические страны шли к вопросу о возрастании и совершенствовании роли государства в управлении интеллектуальной собственности, от деятельности отдельных коммерческих структур до деятельности государственных структур и формирования государственного сектора экономики. Как это имело место при формировании оборонного комплекса в США с 1930г. – 1950г.. т.е. снизу вверх. Наша страна идет от роли государства, которому с 1931г. принадлежали все права на интеллектуальную собственность, путем передачи начиная с 1994г. части прав на интеллектуальную собственность, создаваемую за счет средств государственного бюджета, хозяйствующим субъектом (акционерным обществом, предприятиям малого бизнеса, частным предприятиям и т.д.). Т.е. мы идем от государства вниз к хозяйствующим структурам. Поэтому у нас другие проблемы и механическое копирование зарубежного опыта не всегда приводит к положительным результатам.



Источник: Портал «Стратегия научно-технологического развития России»

Теги: Валерий Антипин Стратегия научно-технологического развития России Стратегия НТР наука технологии инновации защита интеллектуальной собственности